Работа педагога заключается не только в преподавании материала непосредственно в школе, но и в приглядывании за ребенком во внеурочное, свободное от уроков время. Чтобы контролировать, в каких условиях живет ученик, где и как он выполняет домашние задания, какова обстановка в семье и придумали посещение семьи. Учитель должен увидеть, что дома порядок и чистота, узнать, как организован досуг детей, чем они увлекаются. Исходя из всей этой информации и подбирается оптимальный подход к учащемуся. Для того, чтобы отчетность по внеклассной работе педагога велась четко, придумали акт посещения семьи учащегося. Учитель должен прийти домой к ученику, оценить обстановку и затем заполнить этот акт. Сначала прописываются данные учителя, дата и состав семьи, а также на какой жилплощади она проживает. Помимо этого часто отмечают, кто именно находился дома в момент посещения, в каком состоянии были взрослые (трезвом или нет), прибрано ли в квартире, в какой комнате живет ребенок и с кем ее делит. Учитель даже может отметить наличие ремонта, состояние мебели, ест ли ребенок из чистой посуды. У родителей педагог должен поинтересоваться, чем ребенок занят в свободное время, контролируют ли они выполнение домашних заданий и обязательно проверить место, где он занимается – стол, стул и т.д., удобно ли все это для уроков. В конце акта обязательно нужно написать результаты проверки, то есть, какие выводы сделал педагог после посещения семьи – благоприятен ли там климат, как ведут себя родители, в достатке живет ребенок или нет. Педагог даже может провести воспитательную беседу со взрослыми, если что-то ему не понравилось, и тоже отметить это в акте. В заключении указываются рекомендации – взять семью на особый контроль, нужно ли улучшить жилищные условия детей, санитарное состояние дома и т.д. В конце учитель ставит свою подпись.