Составление жалоб, претензий и заявлений, наверное, самая распространенная работа в юридической практике. Поводов, к сожалению, возникает много, а грамотно составленная жалоба помогает ускорить рассмотрение дела, решить проблему и привлечь виновных к ответственности. Разумеется, письменное заявление всегда имеет более серьезный вес, чем устная жалоба. Важно определиться, кому именно вы подаете заявление или жалобу. Не стоит все сразу адресовать самому высшему лицу в органе или министерстве, потому что жалоба на действия конкретного сотрудника все равно будет перенаправлена его непосредственному руководителю. А написав сразу чуть ли не президенту, вы только рискуете потерять время, пока бумажка будет «спускаться» по инстанциям до человека, способного привлечь негодяя к ответственности. Поэтому лучше поумерить свой пыл и написать его начальнику, ближайшему. Его данные вы и должны указать в шапке заявления. Ниже – своё ФИО и свои контактные данные. Руководитель же должен знать, кого потом искать и отчитываться о проделанной работе. Озаглавьте свой документ – жалоба это или заявление, и ниже изложите свои претензии. Сдержанно, кратко, по существу расскажите, что произошло, какие ваши права были нарушены, в чем вы видите нечестность. Но не отвлекайтесь на философские рассуждения о несправедливости мира, а лучше подкрепите свои слова знаниями о нормативных актах. Предоставьте доказательства – копии актов, заключения экспертиз, показания свидетелей, либо просто укажите, что они есть и попросите их опросить. Обязательно сделайте копию жалобы, зафиксируйте дату и подпись в самом конце.